До рождения ребенка многие люди и не подозревают, сколько игрушек придумано для современных детей. Когда в семье появляется малыш, вместе с ним дома начинают появляться разнообразные игрушки и игры, как традиционные, так и современные – интерактивные, которые выполняют обучающую и развивающую функцию. Помимо обычных кукол, машинок и мячиков, современные дети дошкольного возраста очень любят бизиборды и бизикубы. Этот вид развивающих игрушек появился на рынке относительно недавно, но, тем не менее, успел снискать огромную популярность как у малышей, так и у родителей, а также у педагогов детских садов.
Есть много видов игрушек с приставкой «бизи», что в переводе с английского означает «занятый». Уже само это название говорит, что такая игрушка способна надолго занять ребенка, предоставив немного свободы родителям. Есть следующие разновидности подобных игрушек:
• Бизиборд – плоская доска из дерева или качественного пластика, на которой прикреплены разнообразные развивающие элементы и декор;
• Бизикуб – практически то же самое, но развивающие и декоративные элементы прикреплены не на плоскости, а по каждой из шести граней куба;
• Бизидомик – игровое дидактическое пособие в виде домика, на стенах и крыше которого также крепятся разнообразные игровые и развивающие конструкции.
За исключением внешней формы, все три вида игрушек очень похожи руг на друга, потому что у них одна суть – стимулировать сенсорное восприятие и интеллектуальное развитие у ребенка дошкольного возраста посредством контакта с различными предметами и типами поверхностей, поэтому элементы бизиборда или бизикуба обычно сделаны из различных материалов (металл, пластик, дерево, ткань).
Впервые этот тип игрушки, до сих пор популярный и актуальный, придумала Мария Монтессори, итальянский педагог, воспитатель, работник дошкольного образования и выдающийся ученый, специалист в области психологии и познавательной активности детей дошкольного возраста, автор собственной педагогической методики по развитию дошкольников.
Педагогическая методика Монтессори заключается в том, что ребенку необходимо предоставлять возможности для самостоятельного познания окружающего мира, но при этом необходимо еще и обеспечить малышу соответствующий уровень безопасности. Ограждать малыша от запрещенных предметов не стоит, все равно рано ил поздно он с ними столкнется. Лучше, если малыш познакомится с ними под присмотром родителей и поймет, для чего они нужны. На первом бизиборде, придуманном в 1907 году, были закреплены именно такие предметы – розетка, замок с ключом, цепочка-защелка и фрагменты проводов. Дети могли изучить эти предметы в спокойной и безопасной обстановке, развивая мелкую моторику и обогащая сенсорный опыт. Занятия с бизибордом способствовали удовлетворению природного любопытства дошкольников. Включив занятия с бизибордами в свою педагогическую практику, Мария Монтессори заметила, что дети стали более любознательными, ловкими и умелыми, также у них стала интенсивно развиваться речь.
Играя с бизибордом или
бизикубом, ребенок развивает мелкую моторику пальцев, а это очень важно для развития речи; именно на кончиках пальцев находятся определенные точки, которые отвечают за работу речевых зон коры головного мозга. Также во время игр с бизибордами и бизикубами у малыша развивается логическое мышление, он учится понимать причинно-следственные связи, учится добиваться поставленной цели, развивает настойчивость и целеустремленность. Игры с бизибордом делают ребенка дошкольного возраста усидчивым, что впоследствии будет благоприятствовать школьному обучению.
Заполнить бизиборд или бизикуб можно самыми разными декоративными и обучающими элементами. Для детей младшего дошкольного возраста это могут быть просто куски материала разной текстуры, например, ткань, металл, пластик, дерево. Соприкасаясь с различными поверхностями, ребенок развивает тактильные ощущения и обогащает свой сенсорный опыт, это особенно важно для детей с нарушениями сенсорного восприятия, поэтому бизиборд часто применяется для реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей старшего возраста можно разместить на панели бизиборда лабиринты, чтобы ребенок прокатывал по ним шарик или использовал пальцы для поиска нужной дороги. На многих бизибордах промышленного производства крепятся счеты с костяшками разных цветов. Передвигая костяшки, ребенок развивает мелкую моторику и навыки устного счета, которые потом пригодятся к школе. Также можно разместить на панели элементы с различными звуковыми эффектами – разнообразные пищалки, велосипедный звонок, звучащие игрушки или даже маленький ксилофон.
На некоторых бизибордах отсутствует разделение на зоны. Просто на панели крепятся разнообразные развивающие детали, с которыми ребенок учится играть. Но есть и большие широкоформатные развивающие панели, на которых все пространство зонировано, например, есть зона ознакомления с геометрическими фигурами, зона развития цветового восприятия, зона формирования элементарных математических представлений. Играя с предметами, расположенными в различных зонах игровой панели, ребенок развивает конкретные умения или навыки. Обычно такие бизиборды имеют большой формат и используются в детском саду для организации непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Следует отметить, что сенсорные бизиборды выпускаются очень редко. Вместо них можно использовать мешки или мягкие игрушки с различным наполнителем, имеющие разный вес и разные физические качества. Бизиборды, выпускаемые отечественной игрушечной промышленностью, делятся на несколько категорий, в зависимости от возраста ребенка. При покупке развивающей игрушки следует обратить внимание на буквенную маркировку. Группа А – для годовалых детей, группа Б – для детей 2-3 лет, а группы В и Г для старших дошкольников.